Что такое электронная коммерция, ее виды - MWI | Разработка бизнес моделей, оптимизация | Создание, продвижение и поддержка сайтов | Дизайн студияMWI | Разработка бизнес моделей, оптимизация | Создание, продвижение и поддержка сайтов | Дизайн студия

Что такое электронная коммерция, ее виды

В последнее время компьютерные технологии и телекоммуникации получили широкое распространение. А вместе с ними появился и новый способ заработка – электронный бизнес.Е-бизнес – предпринимательская деятельность, при которой все бизнес связи осуществляются посредством всемирной интернет-сети. Электронный бизнес, как и любая другая экономическая деятельность, состоит из различных компонентов, одним из которых является электронная коммерция. При электронном ведении бизнеса необходимость личных контактов и взаимодействия полностью отпадает, а все права, с юридической точки зрения, передаются электронным методом.

 

Электронный бизнес осуществляется поэтапно, выделяются следующие этапы:

– маркетинг;

– производство;

– продажа;

– оплата.

 

Бизнес смело можно назвать электронной коммерцией, если практически все его этапы осуществляются в электронном виде, с помощью компьютерных технологий и информационных коммуникаций. При этом всемирная паутина выступает, тем средством, при помощи которого обеспечивается информационное поле электронного бизнеса.

Компании, которые предоставляют интернет-услуги, обладают собственными web-серверами, где и находится вся информация. Данную информацию можно найти очень просто, достаточно в любом браузере ввести поисковый запрос.

Электронная коммерция в глобальной сети создает виртуальные «торговые площадки», именно благодаря им производитель, покупатель или третьи лица могут удовлетворить свои потребности и предпочтения.

В зависимости от того, на какую группу потребителей направлена e-коммерция, ее можно подразделить на несколько видов:

 

– «бизнес-бизнес». Суть такого вида коммерции заключается в торговом процессе только между предприятиями. Компании взаимодействуют на всех уровнях торговли, то есть весь процесс сделки может полностью контролироваться;

– «бизнес-потребитель», как видно из названия, клиентом организации является физическое лицо, как правило, это электронная продажа товаров в розницу;

– «бизнес-администрация», бизнес компания вступает в деловые отношения с администрацией государственных органов любого уровня, от местного самоуправления до международного уровня;

– «потребитель-администрация». При данном виде коммерции происходит взаимодействие потребителя с государственной структурой, пока встречается довольно редко, но существуют хорошие перспективы развития;

– «потребитель-потребитель». Это сделка между потребителями, которые являются физическими лицами. Торговля происходит в режиме реального времени на различных торговых площадях, посредством размещения объявления.

 

Возникновение e-commerce можно отнести к началу 1960-х годов, первые опыты сотрудничества велись в США. Торговля осуществлялась по сетям, применяющим собственные протоколы обмена информацией. Именно тогда и возник EDI – стандартные предписания по оформлению торговых документов.

 

Но буквально, спустя одно десятилетие в Америке было выработано 4 стандарта по обмену финансовыми и логистическими данными.

В это самое время Англия применяет Tradacoms – стандарт, применяемый для розничной торговли. Впоследствии ЕЭК регламентирует данный набор спецификаций, к применению на международном уровне.

В 1980 году было решено соединить акты американских и европейских стандартов. На базе протоколов GTDI вырабатывается новый стандарт EDIFACT, ISO 9735. Данный протокол спецификаций был разработан международной организацией по стандартизации. Благодаря этому фактору выросло количество компаний-участников электронной коммерции, а соответственно, увеличился и оборот. Если сравнивать показатели 1996–2003-х годов, то можно смело утверждать, что сумма транзакций выросла почти в 8 раз, с 300 млрд. долларов до 2,3 трлн. долларов.

Благодаря урегулированной технологии обмена электронными документами (EDI) документооборот между организациями стал гораздо быстрее и эффективней. Отпала всякая необходимость в бумажных носителях, а следовательно, произошла экономия финансов компаний.

Также к плюсам EDI можно отнести и безопасность. Безопасность информации обеспечивается за счет того, что все данные уходят через специальные протоколы по каналам. Кроме того, отправителю придет отчет о доставке документа, весь контроль документов происходит в автоматическом режиме.

Конечно, у такого способа, как обмен информацией посредством сети интернет есть и свои недостатки:

 

– поскольку система внедрения технологии EDI достаточно затратна, не все компании готовы ей пользоваться;

– кроме того, потребуются затраты на установку дополнительного (не всегда дешевого) оборудования и подключение дополнительных услуг;

– на данный момент не вся электронная коммерция ведется по данному сертификату.

 

Если сравнивать достоинства и недостатки, то становится понятно, что маленькие компании не захотят внедрять такую систему передачи данных. Гораздо оправданнее внедрить данную систему на предприятии, где требуется быстрая передача данных, моментальная доставка товара или предоставление услуг.

Интернет от других источников связи отличается сравнительно низкими расценками, поэтому он весьма привлекателен для участников электронной коммерции. Но, несмотря на то, что сама глобальная сеть доступна для каждого участника торговли, внедрить систему EDI не каждому по карману. Исходя из этого, в середине 1990-х годов был создан стандарт EDIINT, он был призван помочь в передачах транзакции. По задумке новый сертификат должен был обучить безопасной передаче данных по электронной почте.

На данный момент не существует единой спецификации, которая бы подошла и к электронному формату документа, и прекрасно работала бы в мировой интернет-паутине. До сих пор не оставляются попытки связать форматы этих документов воедино.

Язык программирования HTML довольно хорошо известен и имеет широкую область применения, но не может отобразить такую информацию, как, например, формулы, мультимедиа. В помощь этому языку пришел совершенно новый язык XML. Данный инструмент предназначен для разметки, а кроме того, должен определить порядок создания тегов.

 

Если рассматривать язык программирования XML, то можно обнаружить в нем массу достоинств;

 

– на данный момент он служит универсальным языком для всех поисковых систем;

– он позволяет проверить правильность введенных данных, также с его помощью можно проверить внутреннее соотношение документа;

– следует помнить, что у данного языка есть возможность принять общие правила на содержание всех актов, даже если в них содержаться различные данные.

 

Как уже отмечалось выше, применение стандарта EDI целесообразно только крупными компаниями. Что же тогда делать среднему и малому предпринимательству, ведь такой сегмент рынка, как электронная коммерция тоже очень привлекателен для них. В связи с этим был создан новый язык разметки XML. Благодаря ему у пользователя появляется возможность отображения любого документа, что благотворно влияет на обмен данными между организациями.

Всемирная глобализация интернета привела к тому, что электронная коммерция выходит на другой уровень, и появляются новые формы. Стандарт EDI становится менее востребованным, а в некоторых формах он полностью потерял свою функциональность.

Благодаря массовому развитию e-commerce, у продавца появляется возможность сделать свой бизнес менее затратным, например, экономя на аренде и обслуживающем персонале. Кроме того, поскольку большинство действий происходит в режиме онлайн, продавец может следить за изменением спроса. Но не только продавец выигрывает от развития электронного бизнеса, у покупателя также есть свои преимущества: все товары и услуги сосредоточены в одном месте, и о любом товаре отображена качественная характеристика.

Такой вид коммерции, как и любая другая торговля в сети, ставит перед собой определенные задачи: обмен данными между партнерами, установка контактов посредством интернета, поддержка продаж на всех этапах, зачисление оплаты в электронном виде, доставка товара.

Благодаря такому относительно новому инструменту, как e-коммерция, бизнес приобрел новые возможности: конкурентоспособность, обучение в режиме онлайн, появление новых методов маркетинга, сокращение расходов, нахождение новых менее затратных каналов.

Но, несмотря на активное развитие такого вида отрасли, и на все видимые преимущества, остается еще много недостатков и проблем, которые требуют устранения. Необходимо добиться совмещения способов передачи данных, неполное взаимодействие финансовых взаимоотношений, экономика еще в некоторой степени остается монополизированной.